Основные истолкования пространства и времени в философии |
14-12-2024 |
В философии и естествознании существовали самые разнообразные интерпретации данных структур бытия, поэтому мы выделим здесь лишь ключевые теоретические позиции. Пространство в разные времена понималось как: • протяженная пустота, в которую включались все тела и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон); • протяженность материи или эфира (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов); форма бытия материи (Гольбах, Энгельс); • порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский); • «точечное» (дискретное), состоящее из далее неделимых элементов (Пифагор, логико-математическую завершенность это понимание получает в теории множеств Кантора); • бесконечно делимая «сплошность», протяженная «интервальность» (недискретность), не имеющая четких онтологических границ (элеаты, атомисты, Декарт); • комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или как априорная форма чувственного созерцания (Кант). Время трактовалось как: -субстанция или самодовлеющая сущность, и с этим были связаны первоначальные исследования его метрических свойств (Фалес, Анаксимандр) и основы субстанциальной концепции времени; -текучее, непрерывное и универсальное, тем самым закладывалась традиция динамической трактовки времени (Гераклит); -неизменность времени, а видимая изменчивость — это особенность нашего чувственного восприятия мира, истинным же бытием обладает лишь вечное настоящее Бога (Парменид, возникновение статической концепции времени); -статичное для мира идей, а для «неистинного» мира телесных вещей — динамичное и релятивное (есть прошлое, настоящее и будущее); эти основы идеалистической реляционной трактовки времени закладывает Платон (впоследствии также взгляды на время как на иное божественной вечности, как на эмпирическую длительность будут развиты Августином, Гегелем, в русской философии — С.Н. Булгаковым); -длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи (Энгельс, Ленин), заложившие основы материалистического варианта реляционного подхода); -абсолютная субстанциальная длительность, однородная для всей Вселенной и независимая ни от каких взаимодействий и движений вещей (классическая субстанциальная концепция Ньютона); -относительное свойство феноменальных вещей, порядок последовательности событий (классический вариант реляционной концепции Лейбница); -форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант). Если попытаться среди вышеперечисленных программ исследования феноменов пространства и времени вычленить наиболее общие и ключевые, то можно назвать следующие фундаментальные теоретические альтернативы: - точечная концепция пространства и времени;
Другие статьи по теме: Культура и культ в понимании христианских богословов Основные истолкования пространства и времени в философии Наука как феномен культуры. Формирование субкультур Формы общественного сознания Основные достижения древнерусской культуры
Добавить комментарий: |